новость
Сегодня ситуация на розничном рынке моторного топлива в России отличается стабильностью. Но развитие рынка ГМТ входит в число стратегических целей, поставленных властями страны. Как ее достичь, обсуждали участники совместного заседания Комитетов Госдумы по энергетике, по контролю, по экономической политике и по аграрным вопросам.
Было отмечено, что текущая ситуация характеризуется устойчивостью. На особом контроле Правительства РФ стоит вопрос обеспечения топливом сельхозтоваропроизводителей, утверждены рекомендуемые объёмы поставки топлива на основной период полевых работ на 2025 г.
«Трансформация транспортного сектора в сторону увеличения потребления газомоторного топлива будет способствовать росту энергетической и экологической безопасности государства, может внести значительный вклад в развитие экономики. Вместе с тем при колоссальных запасах газа мы используем лишь 3% его потенциала в транспорте. Правительство реализует комплекс мер государственной поддержки по развитию рынка ГМТ, включая субсидирование строительства метановых заправок и переоборудования транспортных средств на КПГ (Программа с 2020 года), а также программа поддержки строительства заправок СПГ и малотоннажных заводов по производству СПГ. Буквально сегодня начинает действовать еще одна стимулирующая мера: новые правила закупки транспортных средств для государственных и муниципальных нужд, которые делают приоритетными автомобили на газомоторном топливе. Необходимо продолжить системную работу, одним из важных элементов этой работы является доработка и утверждение «Концепции развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2035 года». Ее согласование ведется уже более полутора лет и, по нашему мнению, должно быть ускорено», - заявил председатель Комитета Госдумы по энергетике Николай Шульгинов.
По оценкам Минэнерго, объем потребления метана на транспорте вырос с 0,9 млрд. куб.м. в 2019 г. до 2,52 млрд. куб.м. в 2024 г., а количество заправок выросло более чем в два раза. Более гибкий подход к субсидированию крио-АЗС и мини-заводов СПГ, введенный в 2023 году, ускорил развитие именно этой технологии.
Как сообщил первый заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, «Концепция развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2035 года» в целом доработана, проект распоряжения Правительства Российской Федерации об ее утверждении направлен в кабмин и находится в завершающей стадии согласования.
Согласно заложенному в документ целевому сценарию, суммарный объем потребления ГМТ увеличится с 2,52 млрд. куб. м в 2024 году до 13,8 млрд. куб. м в 2035 г., в том числе объемы потребления КПГ возрастут до 8,4 млрд. куб. м, а СПГ – до 3,9 млн. тонн.
Согласно базовому сценарию, за период 2024-2035 гг. объемы потребления КПГ возрастут до 6,22 млрд. куб. м, а СПГ – до 2,46 млн. тонн.
Наибольшие объемы потребления ГМТ прогнозируются на автотранспорте, доля которого составит порядка 70% от общего объема потребления ГМТ в 2035 г. Министерство считает все заложенные показатели достижимыми, а ожидаемые экономические эффекты – значительными.
Первый заместитель председателя Комитета по энергетике Павел Завальный обратил внимание участников заседания на снижающиеся темпы развития рынка. «Очевидно, что проблема сегодня – на стороне спроса. Он нуждается в стимулировании, и экономическом, и, возможно, нормативном, если мы говорим не о гражданах, покупающих себе машину, а о закупках коммунальной, дорожной, техники, общественного транспорта. При этом, на мой взгляд, акцент должен быть сделан именно на СПГ технологиях как наиболее перспективных, и это должно быть отражено в нормативной базе. Приоритет транспорта на ГМТ в закупках для государственных и муниципальных нужд – важный шаг, но мы надеемся увидеть больше конкретных инструментов в Дорожной карте к Концепции развития рынка ГМТ до 2035 года», - отметил Павел Завальный.
Источник: Энергетика и промышленность России